Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №141 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
 
 
ПРИНЯТО                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом                                                                        Директор школы
протокол                                                                              _______________Цветкова Ю. В.
от 30.08.22 г № 12                                                                           приказ от 30.08.22 г № 218
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
предметной области: обществознание
«Актуальные вопросы изучения обществознания»
для обучающихся 9 «А» класса
 
Составитель: Романова Наталья Владимировна
учитель истории и обществознания
 
Санкт-Петербург
2022-2023
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  
Рабочая программа Актуальные вопросы изучения обществознания на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания, а также и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Актуальность программы заключается в следующем; позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе при решении занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах по обществознанию и других конкурсах различного уровня, сдачи экзамена в формате ОГЭ. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.
  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Цели и задачи программы «Актуальные вопросы изучения обществознания» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО, примерных программ по обществознанию, являются их логическим продолжением.
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
 - подготовка к итоговой аттестации;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
  1. в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; 
  2.  в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность;
  3.  в высокой степени самостоятельности школьников в исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
4.1 Личностные результаты в области
1. Патриотического воспитания: воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности
2.  Гражданского воспитания: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
3. Духовно-нравственного воспитания: формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4. Эстетического воспитания: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных народных промыслов;
5. Ценности научного познания: стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей;
6. Физического воспитания, формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: способность действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни;
7. Трудового воспитания: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии;
8. Экологического воспитания: развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья;
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения
 
4.2 Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями:
-выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, процессов и явлений;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
4.3 Предметные результаты
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
  1. Варианты реализации программы и формы проведения занятий.    Возраст/класс обучающихся  
Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа (1 час в неделю). Возраст обучающихся: 15-16 лет (9 класс). Групповая форма реализации.
  1. Содержание курса внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
    Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право». Реализация основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях. 
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
     Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.  Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
     Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
    Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.


 
  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
 
№ п\п Тема Колич. часов Форма
организации
 Форма контроля
1. Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией, кодификатором. 1 ч Беседа. Обучение заполнению бланков. Фронтальный опрос
2. Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни 1 ч Лекция с элементами беседы Решение тематического теста.
3. Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста 1 ч Лекция с элементами практической работы. Составление терминологического словаря по теме.
4. Тестовый практикум по теме 1 ч Практическая работа Тест и разбор заданий по теме
5. Духовная культура. Наука. Образование 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление терминологического словаря по теме.
6. Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. 1 ч Устный журнал. Составление презентаций по теме. Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы.
7. Тестовый практикум по теме 1 ч Практическая работа Тест и разбор заданий по теме
8. Экономика. Экономические системы. Товар. Производство 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление таблицы по теме «Экономические системы» по теме.
9. Рынок. Рыночные отношения. 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление терминологического словаря по теме.
10. Экономическая политика государства 1 ч Семинар Доклады детей по темам «Бюджетная политика государства», «Деньги и их функция» , «Правовые основы экономики»
11. Тестовый практикум по теме 1 ч Практическая работа Тест и разбор заданий по теме
12. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление терминологического словаря по теме.
13. Нации и межнациональные отношения 1 ч Устный журнал. Составление презентаций по теме. Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы.
14. Тестовый практикум по теме 1 ч Практическая работа Тест и разбор заданий по теме
15.    Власть. Государство 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление терминологического словаря по теме.
16. Политические режимы 1 ч Практическая работа Составление сравнительной таблицы
17. Гражданское общество и правовое государство. 1 ч Пресс-конференция Доклады учащихся, обзор прессы
18. Тестовый практикум по теме 1 ч Практическая работа Тест и разбор заданий по теме
19. Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. 1 ч Лекция с элементами практической работы Составление терминологического словаря по теме.
20. Конституция РФ. Основы конституционного строя. 1 ч Лабораторное занятие Составление схем по основам конституционного права
21. Права, свободы и обязанности граждан 1 ч Составление презентации по группе прав Защита презентаций
22. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 1 ч Семинарское занятие. Доклады учащихся, обзор прессы
23. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей 1 ч Лекция с элементами практической работы Фронтальный опрос
24. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. 1 ч Семинарское занятие. Доклады учащихся, обзор прессы
25. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних 1 ч Лекция с элементами практической работы Фронтальный опрос
26. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
 
1 ч Лекция с элементами практической работы Фронтальный опрос
27 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 ч Обучающее решение задач. Решение заданий
28 Модели заданий    и проверяемые умения 1 ч Обучающее решение задач. Решение заданий
29 Модели заданий    и проверяемые умения 1 ч Обучающее решение задач. Решение заданий
30 Модели заданий    и проверяемые умения 1 ч Обучающее решение задач. Решение заданий
31-32 Модели заданий    и проверяемые умения 2 ч Обучающее решение задач. Решение заданий
33- Практикум. 1 ч Контрольное решение тестов Итоговая работа
34 Практикум. 1 ч    
 

 
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 
 -   https://fioco.ru (ФИОКО)
-    https://fipi.ru (ФИПИ)
-    http://skiv.instrao.ru/ (институт стратегии развития образования РАО)

 
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
 
-     1.   Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, 2022
2.         Конституция Российской Федерации. - М., 2022 г.
3.         А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2022 г
-    https://fioco.ru (ФИОКО)
-    https://fipi.ru (ФИПИ)
- 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека -    http://skiv.instrao.ru/ (институт стратегии развития образования РАО)
 
8.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
 компьютер, справочные материалы, проектор.
 
9. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

 
Дата проведения Тема занятия Основание для коррекции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
   
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»