ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №141 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор школы
протокол _______________Цветкова Ю. В.
от 30.08.22 г № 12 приказ от 30.08.22 г № 218
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
предметной области: обществознание
«Актуальные вопросы изучения обществознания»
для обучающихся 9 «А» класса
Составитель: Романова Наталья Владимировна
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2022-2023
2022-2023
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы заключается в следующем; позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе при решении занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах по обществознанию и других конкурсах различного уровня, сдачи экзамена в формате ОГЭ. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- подготовка к итоговой аттестации;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
- ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность;
- в высокой степени самостоятельности школьников в исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Патриотического воспитания: воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности
2. Гражданского воспитания: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
3. Духовно-нравственного воспитания: формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4. Эстетического воспитания: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных народных промыслов;
5. Ценности научного познания: стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей;
6. Физического воспитания, формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: способность действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни;
7. Трудового воспитания: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии;
8. Экологического воспитания: развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья;
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения
4.2 Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями:
-выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, процессов и явлений;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
4.3 Предметные результаты
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Возраст/класс обучающихся
- Содержание курса внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п\п | Тема | Колич. часов | Форма организации |
Форма контроля |
1. | Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией, кодификатором. | 1 ч | Беседа. Обучение заполнению бланков. | Фронтальный опрос |
2. | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 1 ч | Лекция с элементами беседы | Решение тематического теста. |
3. | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста | 1 ч | Лекция с элементами практической работы. | Составление терминологического словаря по теме. |
4. | Тестовый практикум по теме | 1 ч | Практическая работа | Тест и разбор заданий по теме |
5. | Духовная культура. Наука. Образование | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление терминологического словаря по теме. |
6. | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 ч | Устный журнал. Составление презентаций по теме. | Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы. |
7. | Тестовый практикум по теме | 1 ч | Практическая работа | Тест и разбор заданий по теме |
8. | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление таблицы по теме «Экономические системы» по теме. |
9. | Рынок. Рыночные отношения. | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление терминологического словаря по теме. |
10. | Экономическая политика государства | 1 ч | Семинар | Доклады детей по темам «Бюджетная политика государства», «Деньги и их функция» , «Правовые основы экономики» |
11. | Тестовый практикум по теме | 1 ч | Практическая работа | Тест и разбор заданий по теме |
12. | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление терминологического словаря по теме. |
13. | Нации и межнациональные отношения | 1 ч | Устный журнал. Составление презентаций по теме. | Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы. |
14. | Тестовый практикум по теме | 1 ч | Практическая работа | Тест и разбор заданий по теме |
15. | Власть. Государство | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление терминологического словаря по теме. |
16. | Политические режимы | 1 ч | Практическая работа | Составление сравнительной таблицы |
17. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 ч | Пресс-конференция | Доклады учащихся, обзор прессы |
18. | Тестовый практикум по теме | 1 ч | Практическая работа | Тест и разбор заданий по теме |
19. | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Составление терминологического словаря по теме. |
20. | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 ч | Лабораторное занятие | Составление схем по основам конституционного права |
21. | Права, свободы и обязанности граждан | 1 ч | Составление презентации по группе прав | Защита презентаций |
22. | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1 ч | Семинарское занятие. | Доклады учащихся, обзор прессы |
23. | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Фронтальный опрос |
24. | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | 1 ч | Семинарское занятие. | Доклады учащихся, обзор прессы |
25. | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | 1 ч | Лекция с элементами практической работы | Фронтальный опрос |
26. | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. |
1 ч | Лекция с элементами практической работы | Фронтальный опрос |
27 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 ч | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
28 | Модели заданий и проверяемые умения | 1 ч | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
29 | Модели заданий и проверяемые умения | 1 ч | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
30 | Модели заданий и проверяемые умения | 1 ч | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
31-32 | Модели заданий и проверяемые умения | 2 ч | Обучающее решение задач. | Решение заданий |
33- | Практикум. | 1 ч | Контрольное решение тестов | Итоговая работа |
34 | Практикум. | 1 ч |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- https://fioco.ru (ФИОКО)
- https://fipi.ru (ФИПИ)
- http://skiv.instrao.ru/ (институт стратегии развития образования РАО)
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
- 1. Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, 2022
2. Конституция Российской Федерации. - М., 2022 г.
3. А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2022 г
- https://fioco.ru (ФИОКО)
- https://fipi.ru (ФИПИ)
- 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека - http://skiv.instrao.ru/ (институт стратегии развития образования РАО)
8.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер, справочные материалы, проектор.
9. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
Дата проведения | Тема занятия | Основание для коррекции |
|